1.Общие положения.


1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013г № 1155, Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 62 комбинированного вида (ДОУ) и регламентирует порядок разработки и реализации основной образовательной программы (ООП).

1.2.Положение определяет содержание и структуру ООП ДОУ, регламентирует порядок её разработки, утверждения и реализации участниками образовательных отношений.
1.3.ООП является локальным документом внутреннего пользования, в котором моделируется педагогическая деятельность с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников.
1.4.ООП является обязательным нормативным документом и основанием для оценки качества образовательного процесса.
1.5.Образовательная деятельность по ООП осуществляется в группах общеразвивающей и компенсирующей направленностей.
1.6.Реализация ООП не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией воспитанников.
1.7.ООП реализуется на государственном языке Российской Федерации.
1.8.ООП реализуется в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОУ.
1.9.Положение об ООП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.
1.10. Положение считается пролонгированным на следующий период, если не было изменений и дополнений.


2.Цель разработки ООП.

2.1.ООП формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.2.Цель: определение содержания и организации образовательной деятельности в ДОУ.
2.3. ООП регламентирует образовательную деятельность педагогических работников.

3. Структура ООП


3.1. ООП представляет комплекс основных характеристик образования воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, направленных на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
3.2. Разделы ООП выстроены в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
- Целевой раздел;
- Содержательный раздел;
- Организационный раздел.
3.2.1. Титульный лист ООП должен содержать:
- полное название ДОУ;
-грифы «Утверждаю: заведующий (дата, подпись, «Рассмотрено - на заседании педагогического Совета (дата, номер протокола);
- название программы с указанием направленности, режима освоения и года реализации;
- город, год разработки.
3.2.2. Содержание ООП должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
3.3. ООП состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
3.3.1. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
3.3.2. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений ООП, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
3.3.3. Объем обязательной части ООП рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
3.4. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
3.4.1. Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации ООП; принципы и подходы к формированию ООП; значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
3.4.2. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
3.5. Содержательный раздел представляет общее содержание ООП, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
3.5.1. Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООП.
3.5.2. В содержательном разделе ООП должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания ООП, наиболее существенные с точки зрения ДОУ.
3.5.3.Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть ООП должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции ДОУ.
3.5.4. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в ООП, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации ООП для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
3.5.5. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения ООП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
3.5.6. В случае если обязательная часть ООП соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ.
3.5.7. Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
3.5.8. Дополнительным разделом ООП является текст ее краткой презентации. Краткая презентация ООП должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации ООП должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДОУ, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) используемые Примерные программы;
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
3.5.9. ООП включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по реализации ООП ДОУ.

4. Оформление ООП


4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows, единым шрифтом. Страницы ООП нумеруются.
4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также, как и листы приложения.
4.3. Содержание программы располагается на втором листе ООП с указанием страниц.
Приложения представляются в виде таблиц.
Список литературы строится в соответствии с образовательными областями, с указанием города и названия издательства, года выпуска.


5. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и (или) дополнений ООП


5.1. Разработка и утверждение ООП относится к компетенции ДОУ и реализуется им самостоятельно.
5.2. ООП разрабатывается рабочей группой, созданной из состава педагогов ДОУ, в соответствии с настоящим Положением.
5.3. Состав рабочей группы, ответственной за разработку ООП, выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующей ДОУ.

5.4.ООП рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается ежегодно в начале учебного года приказом заведующей ДОУ.

В Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. Дополнения и (или) изменения в ООП вносятся в начале учебного года. Изменения вносятся в ООП в виде 5.5.вкладыша «Дополнения к ООП». При накоплении большого количества изменений ООП корректируются в соответствии с накопленным материалом.

6. Документация и контроль


6.1. Ответственность за полноту и качество реализации ООП возлагается на воспитателей и специалистов ДОУ, заместителя заведующей.
6.2. Ответственность контроля полнотой реализации ООП возлагается на заведующую ДОУ.


7. Размещение и хранение ООП


7.1 ООП является обязательной частью документации ДОУ и хранится в кабинете заведующего до истечения срока реализации.

7.2.Копии ООП хранятся у педагогов для возможности ознакомления всех участников образовательных отношений.

7.3.Публичность (открытость) информации обеспечивается размещением ООП в сети Интернет на официальном сайте ДОУ в порядке, установленном Положением о сайте ДОУ и обновлении информации.